Музей Моды и Фонд ГРАНИ представляют совместный проект
“Вечно модный Моцарт. Вечно молодой Балет. Вечно молодая Мода”
Продюсеры проекта:
МВЦ “Музей Моды”
Фонд ГРАНИ при участии Натэллы Войскунской
МВЦ “Музей Моды” — первый музей в России, занимающийся изучением, исследованием и популяризацией истории моды как важной части и явления материальной культуры.
Автор проекта и куратор Натэлла Войскунская
офорт, дизайн и исполнение — Светлана Ланшакова
офортные формы изготовлены по технологии Дениса Козырева
оригиналы для офортов — фотографии Katya Shkolnik , Наталии Кузьминой и Антона Ланшакова
Фонд ГРАНИ - галерея АСТИ
Les petits riens
Безделушки
На последние полушки
Покупая безделушки…
Саша Черный
Моцартовская программа проекта была бы неполной, если бы мы обошли вниманием единственный балет Моцарта "Безделушки". Да, один-единственный балет, но зато он стал первым в мире – в современном понимании балетного искусства. Моцарт сочинил "Безделушки" по просьбе французского хореографа Жана-Жоржа Новерра (1727—1810), отца современного балета. Именно в день рождения Новерра (29 апреля) отмечается Всемирный день танца.
Сам Ж.-Ж. Новерр осуществил первую постановку единственного балета Моцарта. Премьера состоялась 11 июня 1778 г. в Париже в Королевской академии музыки («Гранд-Опера»), а Новерр стал не только балетмейстером, но и автором либретто.
«Безделушки» (Les petits riens) — одноактный балет из трех небольших миниатюр. Сюжет его одновременно прост и по-моцартовски игрив: что, прямо скажем, подходит для нашего Моцартовского проекта. В первой сцене пастушки ловят Купидона сетью и заключают в клетку – трудно не увидеть в этом прямую аллюзию с «заточением в квартирной клетке» во время действия режима изоляции и самоизоляции. Во второй сцене пастушки играют в жмурки – в нашем случае за маской-заставкой каждый раз прячется и, конечно, находится новый образ. В третьей сцене Купидон занимается своим прямым делом: заставляет двух пастушек ревновать третью, переодетую пастушком.
Нечего и говорить, что во всех сеансах Оксаны Негоды – сплошные переодевания.
В арт-объекте «Безделушки» сразу четыре офорта Светланы Ланшаковой (из серии «Вариации на тему Моцарта») используются для создания образа одного арт-объекта, в котором юбка-клетка превращается в балетную пачку, а броши-бабочки, располагаясь в свободном порядке, т.е. беспорядочно, имитируют легкость, изящество и ироничную игривость образа. В офорте № 3 из серии «Вариации на тему Моцарта» появляются три юных женских образа. Зрителям решать, в какой мере они олицетворяют трех моцартовских пастушек из балета «Безделушки».
Жан Бодрийар подметил: Чтобы выделить какую-нибудь безделушку, вокруг нее создают пустоту.
Чтобы по-бодрийаровски выделить нашу «Безделушку», мы создадим вокруг нее пространственную пустоту. В экспозиционном пространстве предполагается отделить ее от остальных арт-объектов.
Читать далее