Музей Моды и Фонд ГРАНИ представляют совместный проект
“Вечно модный Моцарт. Вечно молодой Балет. Вечно молодая Мода”
Продюсеры проекта:
МВЦ “Музей Моды”
Фонд ГРАНИ при участии Натэллы Войскунской
МВЦ “Музей Моды” — первый музей в России, занимающийся изучением, исследованием и популяризацией истории моды как важной части и явления материальной культуры.
Автор проекта и куратор Натэлла Войскунская
офортист — Светлана Ланшакова
модельер и дизайнер одежды — Оксана Негода
ассистент дизайнера одежды —Татьяна Свиридовская
офортные формы изготовлены по технологии Дениса Козырева
аксессуары из коллекции ElDiaclaro
«Notas mihi fecisti vias vitae – Ты открыл мне образ жизни» – эти слова начертаны над алтарем Зальцбургского собора, в котором 28 января 1756 года на второй день своего рождения был крещен Моцарт, получивший имя Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus Mozart. - Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Амадéй Моцарт. Так в день крещения новорожденному Моцарту были открыты его роль в жизни и предназначение: Theophilus – это возлюбленный Богом; в тот же день был подан знак, что дитя одарено Божественным даром: Иоганн Христосомус – это Иоанн Златоуст. И действительно: каждая нота Моцарта стала златозернью, золотой каплей на нотном стане.
Вспомним стихи Константина Бальмонта:
Есть златозернь. Земной расторгни ком.
Мы можем иссекать движеньем волн
Живой восторг из самой острой боли.
Кажется, эти строки писались под звуки бессмертной Моцартовской музыки, в которой самое трагическое и глубокое духовное переживание отзывается волшебным трепетом в душе слушателя и влечет его к постижению тайн бытия.
В нашем online сеансе III Светлана Ланшакова представляет офорт «Зальцбургский собор» из серии «Города Моцарта». Коллаж из 6 офортных оттисков создает эффект объемного изображения и тем самым переводит офорт из двумерного изображения в трехмерное.
Представляем костюм Оксаны Негоды. В юбке-колоколе использованы офорты С. Ланшаковой «Зальцбургский собор» на капроне. В жилете «Сухие цветы» - офорты С. Ланшаковой на бархате и шелке. Наиболее выразителен в исполненнном Оксаной Негодой костюме жилет. В нем как бы оживает поэтическая тема «сухие цветы» из стихов Михаила Кузмина, поразительно точно отозвавшегося на музыку композитора: «Ах, звуков Моцарта светлы лобзанья…».
Итак, цитируем того же Кузмина, но теперь о сухих цветах:
Сухой цветок, любовных писем связка,
Улыбка глаз, счастливых встречи две...
Сухие цветы – не только воспоминание (оно же напоминание) о радостной встрече в прошлом. Это еще и ассоциации, знакомые каждому человеку, чуткому к красоте пусть даже увядающей природы, с хрупкостью и почти бесцветностью засушенного гербария.
Изящная, деликатная вышивка Светланы Ланшаковой по ее же офортам раскрепостила воображение художника-модельера Оксаны Негоды и позволила ей создать не просто нарядный жилет от кутюр, а подлинное произведение искусства с неповторимой аурой Моцартовской эпохи, легкой нежностью его музыки.
Вторая модель Оксаны Негоды продолжает развитие линии выстраивания ассоциаций с возвышенным звучанием Моцартовской музыки.
В экспозиции вниманию зрителей представлен коллаж из двух офортов «Моцарт. Реквием Ре минор» (К626. Лакримоза). «Реквием», как известно, - последнее и оставшееся незавершенным произведение музыкального Златоуста Моцарта. Оксана Негода вновь очаровывает зрителей, теперь своей моделью «Кокон», в которой деликатно использует офорты с текстом «Лакримоза», напечатанным на сетке. В этой модели художник-модельер делает акцент на рукавах, между которыми как бы поселился кокон шелкопряда, превращающий согласно законам природы пустое пространство в платье, которое сама нежность, невинность, тихая радость… Прекрасна и такая деталь как деликатный офорт на шелке «Тюльпаны» в исполнении Светланы Ланшаковой, мастерски использованный художником-модельером Оксаной Негодой.
Читать далее