Музей Моды и Фонд ГРАНИ представляют совместный проект
“Вечно модный Моцарт. Вечно молодой Балет. Вечно молодая Мода”
Продюсеры проекта:
МВЦ “Музей Моды”
Фонд ГРАНИ при участии Натэллы Войскунской
МВЦ “Музей Моды” — первый музей в России, занимающийся изучением, исследованием и популяризацией истории моды как важной части и явления материальной культуры.
В Музее Моды проходят выставки, культурно-образовательные мероприятия, лекции, экскурсии, мастер-классы, конкурсы, концерты, показы работ фэшн-дизайнеров и перформансы.
Куратор Натэлла Войскунская
Директор Фонда ГРАНИ, со-редактор журнала “Третьяковская галерея”, Почетный член Российской Академии художеств
Участники:
Светлана Ланшакова — художник-офортист, известный мастер печатной графики. Член Творческого Союза Художников России. Книга Светланы Ланшаковой Livre d'artiste "FRIETOD - вольная смерть". Посвящение Марине Цветаевой» находится в коллекции Библиотеки Т. Уотсона музея Метрополитен, Нью-Йорк. Работы находятся в фондах Государственного литературного музея, НХГ Хазинэ, в Фонде ГРАНИ (Москва), частных коллекциях России, Австрии, Великобритании, Израиля, Швеции, США, Германии, Франции.
Оксана Негода — фэшн-дизайнер, художник-модельер, бренд Oksana Negoda. Член “Московской Палаты Ремесел”. Выпускник дизайнерской школы “Лаборатория Моды Вячеслава Зайцева” по специальности “fashion design”. Участник многочисленных фэшн показов
Совместное творчество двух художников, офортиста (Светланы Ланшаковой) и модельера (Оксаны Негода) привело к созданию серии арт-объектов, в которых фантазия и мастерство художника и погружение в звуковую ткань творений Моцарта позволили создать произведения искусства, находящиеся на стыке фэшн-дизайна, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Главная идея проекта – перенести офорт с бумаги на разные виды тканей и включить офорты на тканях в модели от кутюр, была осуществлена художником-модельером Оксаной Негодой.
В развитие проекта возникла идея использовать офорты, выполненные традиционно на бумаге офортистом Светланой Ланшаковой, в ею же созданных манекенах-скульптурах-арт-объектах.
“Дон Жуан”
Ланшакова создала серию арт-объектов на темы Моцарта. Вашему вниманию предлагается первый объект “Командор” – персонаж из оперы Моцарта “Дон Жуан”, скрывавший свое лица под маской. В арт-объекте использован трагический “разбившийся на осколки” офорт – портрет Моцарта, который предугадал судьбу Дон Жуана, обреченного погибнуть от столкновения со статуей Командора.
В основу концепции арт-объекта легло эссе-размышление Натэллы Войскунской:
У каждого человека есть лицо, в том числе и у меня. Но лицо — это не то, что я (аз) есмь.
За лицом скрыт ум, не видимый вам, но осмысливающий вас. И это лицо, которое вы видите, но которое я не вижу, есть некий посредник, способный выражать хотя бы частицу того, чем я являюсь на самом деле. А может быть, мне это только кажется, во всяком случае до тех пор, пока я не подхожу к зеркалу. И тогда начинает казаться, что мое лицо владеет мною.
Дон Жуан - один из “вечных образов” литературы Нового времени: ненасытный обольститель женщин, родом из Испании. Его имя стало нарицательным обозначением повесы и распутника.
Прототипом легендарного Дона Жуана считается представитель одного из аристократических севильских родов по имени дон Хуан Тенорио. Его смелые любовные и дуэльные похождения долго оставались безнаказанными благодаря королю Педро I - близкому другу Дона Хуана. Пока убийство Хуаном дона Гонзало де Ульоа, командора ордена Калатравы, не положило конец терпению. Предаваясь вместе с королём распутству и насилиям, дон Хуан похитил дочь командора де Ульоа, убив его самого. Правосудие бездействовало, и рыцари-калатравцы решили сами наказать дерзкого убийцу. От имени молодой и красивой женщины они назначили ему свидание поздно ночью в церкви, где был похоронен командор, убили его и распустили слух, что он низвергнут в ад статуей.
Более всего содействовал всемирной популярности этого персонажа Моцарт своим “Доном Жуаном”. Либретто к этой опере написано Лоренцо да Понте по пьесе Саморы. Премьера “Дон Жуан, или Наказанный развратник” состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре в Праге.
Читать далее